Мебельная промышленность – небольшая, но неотъемлемая часть всего ЛПК страны и драйвер развития смежных отраслей. О том, как обстоят дела в отрасли на ПМЛФ 2019 происходило обсуждение во время дискуссии «Российский ЛПК: цифры, факты, оценки и прогнозы». Целевые показатели в мебельной отрасли публикуемые Росстатом несколько занижены, поскольку в официальной статистике невозможно учесть то, что происходит в «сером» секторе.

Сегодня никто в России не знает точное количество мебельных производств в стране, причем даже с большим допуском. Часто говорят о 10 000 фабрик и цехов, но один из крупнейших поставщиков специализированного оборудования насчитывает в своей базе порядка 25 000 юрлиц, занимающихся производством мебели в России. Сложно оценить степень завершенности этой цифры, но, вероятно, истина где-то между этими показателями. То же самое касается объемов производства.

Тем не менее официальные данные Росстата – это та статистика, на которую можно опираться при разговоре о развитии мебельной промышленности нашей страны. С 2015 года производство мебели в России стабильно растет. По оперативным уточненным данным Росстата, в 2018-м рост составил более 25% (в денежном выражении – 189,7 млрд руб.), а в первом полугодии 2019-го зафиксировано +8% в годовом исчислении (90,9 млрд руб.).

Динамика по первому полугодию традиционно чуть ниже, чем во втором, но тенденция по итогам года уже очевидна. К слову, показатели производства мебели в России уже приближаются и, судя по всему, к 2021 году достигнут показателей, запланированных только на 2030 год в принятой ранее Стратегии развития лесопромышленного комплекса РФ, но это не значит, что отрасль остановится на достигнутом. Такая динамика лишь демонстрирует хороший потенциал для развития производства мебели в нашей стране.

Распределение мебельного производства по регионам отражает покупательскую способность граждан, хотя есть и исключения. Например, Уральский федеральный округ – достаточно богатый, с большим количеством населения, один из первых по уровню жизни и абсолютному количеству людей – находится на одном из последних мест в производстве мебели. То же самое касается и Южного федерального округа. При этом наблюдается тенденция сокращения доли производства мебели в крупных городах. Например, в прошлом году практически вдвое упала доля Санкт-Петербурга по отношению ко всему российскому производству. 

Если взглянуть на структуру мебельного производства в нашей стране, отдельный интерес представляет сектор «офисная мебель». Здесь доля производства в 2017-2018 году выросла практически в 1,5 раза в процентном соотношении и почти в два раза в денежном выражении. Отчасти такой серьезный рост связан с тем, что весь 2018 год действовало постановление Правительства РФ №1072, согласно которому были запрещены закупки импортной мебели по 44 Федеральному закону. Казалось бы, это реальный пример того, как действует конкретный инструмент господдержки, но 1 декабря текущего года истекает срок действия постановления и, вероятно, оно не будет пролонгировано.