Российский рынок OSB достаточно молодой, однако сейчас уже можно константировать факт того, что процесс импортозамещения завершен. В период с 1997 по 2014 гг. спрос на OSB ежегодно удваивался и при этом до 2012 г. в России не было собственного производства, а спрос полностью удовлетворялся за счет импорта.

Пик зарубежных поставок был достигнут в 2013 г. — 695 тыс. м3 стоимостью $216 млн. Ситуация на российском рынке OSB коренным образом начала меняться со второй половины 2014 г., когда вышли на проектные мощности крупномасштабные производства в стране. За период 2015-2019 гг. с российского рынка почти полностью исчезла продукция европейских и североамериканских производителей OSB.

Можно констатировать, что процесс импортозамещения OSB в России завершен. Если пренебречь объемами завода «Кроношпан Могилев», расположенного в единой таможенно-экономической географической зоне с российскими заводами, то доля импортных OSB на отечественном рынке в 2018-2019 гг. составляла около 1,5% от общего объема потребления — абсолютный минимум за весь период продаж данной продукции в России. Кроме того, можно отметить наконец-то окончательно сформировавшийся тренд — запуск заводов малой мощности. 

Вызов, который принес новый 2020 г., ситуацию по потреблению OSB ухудшил, по крайней мере в первой половине года. Перед российскими производителями OSB стоит задача как минимум удержания позиций, достигнутых в 2019 г. Очевидно, что придется побороться и за своих потребителей, и за потребителей фанеры. Позиции OSB, как продукта-заменителя фанеры в некоторых строительных сегментах, уверенно укреплялись в 2018-2019 гг.: объемы потребления фанеры и OSB на внутреннем рынке в среднем сравнялись. Компании пока только планировали ламинировать OSB, возможно, что конъюнктурная ситуация может подтолкнуть производителей к более активным действиям в развитии своего продуктового портфеля и расширении сфер применения OSB.